Абсурд против Камю

Согласно Камю, основной вопрос философии это вопрос о смысле жизни: стоит ли жизнь того, чтобы её прожить? Если следовать философии небытия, вселенная - временное, случайное и хаотичное нарушение совершенства абсолютного ничто. Человек представляет собой еще более временное и случайное осознание этого безобразия. Наше проклятие состоит в том, чтобы быть разумными существами в совершенно иррациональном мире. Альбер Камю называет это условие "абсурдным" - состояние, когда человек вынужден осмыслить мир, который не имеет смысла.

Жизнь в абсурде и сознавать его мучительно, по крайней мере, для людей с более развитым по сравнению с тараканом сознанием. Камю полагает, что каждый человек в этой ситуации может выбрать один из трех вариантов: самоубийство, «скачок веры» или признание факта тотальной абсурдности. Если рассуждать формально, то самоубийство, по его мнению, является закономерным следствием признания бессмысленности жизни, какова она и есть на самом деле. Чтобы выйти живым из интеллектуального тупика и, будучи поклонником футбола, Камю приводит спортивную аналогию: если очки, набранные в игре, не имеют значения, то можно играть ради самой игры. Действительно, сложно представить более жалкое и глупое зрелище, чем футбол, и в этом отношении сравнение его с жизнью вполне работает. 

Однако, в отличие от футбола, жизнь представляет собой не просто игру, а многолетнее беготню по делам размножения и выживания, которая оканчивается не финальным свистком арбитра, а удушением и разложением. Почти как у индейцев майя, когда в конце игры приносили в жертву богам команду победителей. Кроме того, жизнь намного унизительнее футбола, поскольку не является добровольным выбором. Если попытаться найти более удачную аналогию, то жизнь скорее похожа на принудительное пожизненное заточение в палате для буйнопомешанных, где доктора, как в новелле Эдгара По, еще более буйные психи, чем обычные сумасшедшие. Только вот убежать отсюда сложнее, чем уйти с поля, природа и санитары позаботились о смирительных рубашках, замках и решетках.

Но Камю не устраивает и второй вариант. Понятия "скачок веры" или "философское самоубийство" он применяет для определения расхожей тенденции  найти утешительное объяснение  происходящему. Это может быть религия, алкоголь или нелепые попытки дать простые ответы на сложные вопросы (тоталитарные идеологии, потребительство, лженаучные теории и т.д.) Иначе говоря, следует постараться вообще не видеть сумасшедшего дома. Или утешаться сказками, что, если послушно себя вести, главврач это заметит и переведет в конце жизни в благоустроенный санаторий, а нарушителей дисциплины в тёмный карцер. В целом, для большинства людей второй вариант это самое распространенная позиция, но для философа, да, это интеллектуальное самоубийство, отказ от разума с целью достижения очень относительного психологического комфорта. 

Камю не желает отказываться от разума, но и прекращать свою жизнь не спешит. С одной стороны, он стремится сохранить рациональность и потому полностью принимает и утверждает факт абсолютной бессмысленности жизни.  Как у героя его эссе "Миф о Сизифе", вся наша жизнь это мучительная и унизительная рутина, все наши усилия и достижения в конечном счете лишены всякого смысла и будут очень скоро забыты, как и история человечества в целом. С другой стороны, Камю... призывает любить жизнь. Абсурдные конвульсии, завершающиеся спасительной смертью составляют наше счастье, смысл жизни парадоксально заключается в его отсутствии.  Согласно Камю, можно принять абсурдность происходящего, как Сизиф принял свой камень, но не позволять себе быть ею раздавленным. Свою идею дотащить из спортивного интереса камень до конца он, опять-таки парадоксально, именует бунтом и свободой, но является ли она таковой?  На этот вопрос исчерпывающе ответила сама абсурдная жизнь. Абсурд внезапно настиг Камю и уничтожил его в случайной и бессмысленной автомобильной аварии со смертельным исходом.