Люди и тени в мире небытия

 (Жестокий трактат)

     Все люди делятся на два разряда - тех, кто имеет привычку делить всех людей на два разряда, и тех, кто не имеет такой привычки, - утверждал американский критик и киноактер Роберт Бенчли. Я отношусь к первому разряду, поэтому решил ловить человеков, разбирать их по видам и упаковать затем  в два ящика.
    
     Ящик первый: воины пустоты.
       Человек вне ощущения притяжения смерти инстинктивно полагает, что смысл его жизни складывается из мелких смыслов либо осмысленностей его повседневных действий, в эмоциональных связях и взаимоотношениях с другими людьми, наконец, в плодах труда. Он никогда не производит арифметического суммирования смыслов, предчувствуя, что подобная процедура ведет к катастрофе. Смысл жизни не складывается из смысла поступков. Так же как бесконечность не является суммой отрезков пространства, а вечность - времени. Это ясно любому задумавшемуся. Поэтому смысл индивидуальной жизни и жизни вообще состоит не в решении экзистенциальной проблемы, а в ее игнорировании, то есть, во лжи.
       Воины пустоты - это преимущественно мужской вид. Смысл их жизни - стремление к истине, т.е. к абсолютному отсутствию. "Сложно оставаться лишь созерцателем пустоты. Когда сознание, что он не существует, доставляет человеку удовольствие, то всецело удовлетворить свою наклонность он может лишь путем абсолютного уничтожения существования", - писал Эмиль Дюркгейм. Бунт воинов пустоты - борьба за несуществование, включающая отрицание банальных смысложизненных ценностей, свойственных людям второй категории. Оружие воинов пустоты - ужас. Их стихия - одиночество. "Ужасное несчастье — не иметь возможности остаться наедине с самим собой", - повторяют они вслед за Жаном де Лабрюйером. Их смех, в котором преобладает тематика разложения, подобно сатанинскому смеху Гоголя, возвращает призракам "существования" исходную небытийственность. Воины пустоты бывают двух видов - мыслители и деятели.

  1). Мыслители. Противопоставляют господствующим жизнеутверждающим мифологемам собственное мифотворчество, уничтожающее иллюзию "существования". Мысль и жизнь - это две антагонистические силы, изменяющиеся в отношении обратной пропорциональности. Мыслить - значит удерживать себя от жизни, вот почему единственно возможное царство чистой мысли - небытие. Поэтому целью мыслителей является абсолютное (запредельное) небытие. Таковы Шопенгауэр и Будда: "Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев, уничтожив царство вместе с его подданными, брамин идёт невозмутимо", провозгласил Будда  в  "Дхаммападе".  И ещё: "Вот моё последнее рождение, не будет больше бытия".
  2). Деятели. Разрушают "существование" путем уничтожения его форм. Практическая устремленность в небытие часто превращает их в кровавых диктаторов и в серийных маньяков, вызывающих у обывателей болезненное любопытство, смешанное со страхом. Таковы, например, Гитлер, Троцкий и Чикатило. Следуя заветам Ницше, еще один маньяк – Пичужкин -  философствовал молотом.
      Маньяк замыкается в своём абсолютном одиночестве, поэтому он  презирает «реальность» и стремится её уничтожить. Или он абсолютно одинок в силу своего презрения к реальности и непохожести ни на кого? В любом случае, закономерным итогом самовольного суда, который маньяк вершит над окружающими людьми и миром есть его собственное уничтожение. В этом смысле, убивая других, он постепенно уничтожает сам себя, а вместе с собой – своё негативное представление о «существовании». Почему многие, наряду с крайне эмоциональным, часто доходящим до истерики, неприятием маниакального поведения, проявляют к серийным убийствам, а также их омерзительным подробностям ярко выраженный интерес? Не является ли этот интерес выражением нашего собственного презрения к «реальности», или его можно рассматривать как следствие непонимания большинством поведенческих реакций демонического субъекта, обладающего сверхценной идеей? В любом случае, маньяк (и не только серийный убийца, но и кровавый диктатор) отличается от заурядного, тайно мастурбирующего обывателя - извращенца тем, что идёт в осуществлении безумного сценария своей мании до последних пределов. При этом его бывает крайне сложно обнаружить, до тех пор, пока он сам, устав убивать, не начинает явно или неосознанно способствовать своей поимке. Это связано с тем, что перевёрнутая логика уничтожения не поддаётся расшифровке с позиций обыденного сознания, живущего по законам несуществующего  «правильного» мира. Или наоборот – перевёрнутый мир не в состоянии объяснить безумную последовательность логики абсолютного одиночества и уничтожения.
     Иногда, хотя очень редко, воины пустоты - мыслители и деятели - соединяются в одном лице. Это Филипп Майнлендер, Азсакра Заратустра, или предвосхитивший прекрасную судьбу героя романа Достоевского "Бесы" Кириллова, ярославский дворянин Иван Михайлович Опочинин. Он застрелился 7 января 1793 года, оставив записку, в которой достаточно подробно разъяснил философские мотивы своего поступка: "Смерть есть не что иное, как прохождение из жизни в совершенное уничтожение. Мой ум довольно постигает, что человек имеет жизнь движением натуры, его животворящей; и сколь скоро рессоры в нем откажутся от своего действия, то он обращается в ничто. После смерти - нет ничего! Сей справедливый и соответствующий наивернейшему правилу резон, - сообщая с оными моё прискорбие в рассуждении краткой и столь превратной нашей жизни, заставил меня взять пистолет в руки. Я никакой иной причины не имею, чтобы пресечь свою жизнь".
     Отдельно следует упомянуть женщин, которые, так или иначе, попали под воздействие харизмы воинов пустоты. Это, к примеру, Кларетта Петаччи, Ева Браун, Магда Геббельс и Анна Григорьевна Достоевская. Иногда встречаются отдельные женщины, которые вполне самостоятельно, в результате какого-то интуитивного озарения, за мгновение достигают ледяных интеллектуальных вершин белой логики воинов пустоты. Среди них можно вспомнить русскую киноактрису Елену Майорову и японскую писательницу Кавасаки Сумико, сочинявшую под литературным псевдонимом Кусака Ёко (1931-1952). За месяц до своей смерти Кусака Ёко написала гениальную фразу: «Послушав Четвертую симфонию Брамса, решила, что Кусака Ёко больше жить не будет».
    
     Ящик второй: люди толпы.
     Фантазеры и призраки в царстве таких же призраков. Их жизнь основывается на иллюзии и, значит, является ложью. Название взято из новеллы Эдгара По "Человек толпы". В ней повествуется о том, как некий человек сидел в кофейне в Лондоне. Очарованный толпой, проходящей за окном, он стал изучать поведение прохожих и попытался классифицировать их по видам. Его внимание сосредоточилось "на старике лет шестидесяти пяти или семидесяти", который "был невысокого роста, очень худой и на вид совсем дряхлый", носил грязную и рваную одежду. Герой рассказа вышел из кофейни и стал незаметно преследовать старика, который, между тем, направился в район лондонских трущоб, прошел через рынок и зашел в несколько магазинов, однако ничего не купил. Так они ходили двое суток подряд. Наконец, совсем опустошенный, рассказчик догнал старика и встал прямо перед ним, но тот в упор не замечал его. Герой рассказа заключил, что этот человек — "прообраз и воплощение тягчайших преступлений", поэтому он не может остаться наедине с самим собой. И главное его преступление (добавлю уже я) - нелепая вера в своё и во всеобщее бытие.
     Таковы люди толпы. Смысл их жизни - ложь, средство реализации лжи - борьба за "существование", самосохранение и размножение. Панический страх перед неизбежным уничтожением заставляет их прибегать к испытанным метафизическим трюкам: подавлять собственный разум, чтобы спастись от пессимизма, который диктуется трезвым, суровым рассудком:
     - Но он верит в бессмертие! – изумлялся бесстыдной наивности некоторых представителей бесчисленного племени людей толпы американский писатель Джек Лондон, - Ведь это великолепно: такой болван, а видишь, оседлал время, вообразил себя вечным!
     Однако, несмотря на гипертрофированно развитое в некоторых вопросах воображение, стихия людей толпы - пресыщенность и скука, которым они пытаются сопротивляться, соединяясь в компаниях, ибо смертельно боятся остаться наедине с самими собой, быть "не как все". Время от времени, чтобы развеять скуку, они  прибегают к смене картинок, иначе говоря, путешествуют. Иногда, хоть и очень редко, люди толпы выступают в качестве творцов, но это (если оставить за скобками тщеславие и материальный интерес) случается исключительно от скуки. Яркий тому пример - поэт Афанасий Фет, который был настолько скуп, что каждый день ходил по двору и искал, не уронил ли кто из его крепостных копеечку. А в свободное от сего полезного занятия время сочинял от скуки очень красивые стихи о любви.  В своём творчестве такие скучающие творцы обычно устремляются к предельному бытию (сверхбытию), а не к абсолютному небытию. То есть, сознавая это или нет, служат жизни и, значит, являются носителями лжи. Однако и у них временами случаются удивительные прозрения. Тот же самый Фет однажды написал:

А ты, холодный труп земли, лети,
Неси мой труп по вечному пути.

Любая талантливая личность, погруженная, как в болото, в толпу, поглощается ею, как чеховский Ионыч, либо ухитряется её покинуть, чтобы перейти в другую толпу, как сделал собиратель знаний Ломоносов. Люди толпы дорожат, как правило, своими общественными ролями, "статусом", "престижем".  Их смех почти полностью связан с тематикой размножения. Людей толпы можно условно разделить на два типа: собиратели и родители.

   1). Собиратели. Преимущественно мужской тип. Собирают вещи (власть, известность) и "держат всё это перед собой, чтобы закрыться от зрелища торжествующего небытия" (Паскаль). Даже вышвырнутые из общества бомжи тоже выступают в качестве собирателей - поскольку собирают бутылки. Если воины пустоты (деятели) часто выступают как маньяки - садисты, то люди толпы (собиратели) – воинствующие фетишисты, поскольку фетишизируют вещи (хлам) и особенно деньги (дерьмо). И то и другое даёт им воображаемую победу над смертью, а также иллюзию относительной свободы. И это уже иллюзия внутри иллюзии, потому что вышеуказанные продукты человеческой жизнедеятельности постоянно "выходят из-под контроля людей и выступают по отношению к ним в качестве внешней подчиняющей силы" (Маркс). Так иллюзия свободы (социального статуса, уровня потребления и т.п.) оборачивается дополнительным рабством. Собиратели известности тешат себя иллюзией того, что их посмертная слава продолжится вечно, но любая память обречена исчезнуть:

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
(Г.Р.Державин)

     Собиратели власти стремятся обрести иллюзию господства над смертью, периодически обрекая на смерть других. Собирателем государства и власти был, например, Сталин. Окружающих собиратели всех мастей не отличают от других объектов приобретения и также рассматривают как хлам и дерьмо.

     Собирательницы - женщины коллекционируют не только вещи, но также мужчин и оргазмы. В гендерных отношениях они проявляют себя как бляди. С ними, как правило, не бывает скучно. Такой была, видимо, индийская гетера Амбапали, красавица из города Вайшали, которая удостоилась чести разделить свой обед с Буддой. Будда принял в дар от  Амбапали  манговую рощу и услаждал ее за это философскими беседами. Амбапали попала под влияние харизмы Будды. Позже она стала монахиней, и приписываемые ей в «Тхеригатхе» («Песни старейших») стихи относятся к лучшим в этом сборнике:

Будто чёрные пчёлы - такого цвета
Были волосы у меня когда-то.
В старости голова моя облысела.
Как говорил Правдивый, так и случилось.

Крепкие, круглые и высокие,
Красотой сияли груди когда-то.
Как бурдюки без воды теперь повисли.
Как говорил Правдивый, так и случилось...

Всё это тело, что было когда-то прекрасным,
Стало теперь вместилищем мерзких болезней.
Неприглядным, как дом с обвалившейся штукатуркой.
Как говорил Правдивый, так и случилось.
(Тхеригатха, 252-270)

   2). Родители. Преимущественно женский тип.  Их основная функция - продление иллюзии "существования" посредством деторождения. Основное свойство женщин - родительниц, в отличие от женщин - собирательниц, коллекционирующих удовольствия и мужчин - скука. Мужчина - родитель  это, как правило, подкаблучник и "мужебабоид". Таков был Маяковский, несмотря на всю его внешнюю брутальность. Но, вместо того, чтобы утешиться в объятиях какой-нибудь добропорядочной мамочки, с мазохистским упорством искал себе в партнерши исключительно женщин – коллекционерок и блядей, таких, как Лиля Брик. Поэтому и застрелился.
     В промежутках между приступами скуки женщины - родительницы употребляют мужчин для собственного утверждения в "существовании" в качестве репродуктивного начала. При этом, в процессе поисков партнера, они используют свою скуку как средство привлечения мужчин, которые обязаны их развлекать.
     Однако приманка действует лишь до появления морщин, после чего начинает выглядеть жалко и смехотворно. Отсутствие же мужчины придает притворной скуке неожиданную подлинность. Когда вырастают дети, настаёт одиночество и появляется чувство выброшенности из бытия. В таком контексте продление средней продолжительности жизни ведет лишь к нарастанию скуки жизни, о которой несколько тысяч лет назад так пылко и убедительно поведал иудейский царь Соломон aka Екклесисаст: "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился, делая их: и вот, всё суета и томление духа, и нет пользы под солнцем".