Vadim Filatov

 

Вадим Филатов – русский философ.

Родился в городе Душанбе (Таджикистан, Средняя Азия). Выпускник Московского Государственного  университета (Исторический факультет), где защитил дипломную работу по теме «Исторические взгляды Достоевского».  Прошёл обучение в аспирантуре Московского университета (Философский факультет),  защитил диссертацию и получил учёную степень по философии.  Преподавал философию и историю в разных вузах России.  В 2007 году в издательстве Саратовского университета  опубликовал книгу «Антифилософия (Записки подпольного парадоксалиста)». Автор развернутых философских эссе: "Книга Небытия"(2009) и "Сны воинов пустоты"(2010). Интересующая тема: проблема смысла жизни в контексте философии несуществования.

 

Vadim Filatov is a modern Russian philosopher.  Born in 1964 in a city of Dushanbe(Tajikistan, Central Asia).  In 1987 he graduated from the Moscow State University (The History Department). Qualification work deals with «The Historical views of Dostoevsky». In 1990-1994 he attended postgraduate courses at Moscow State University (The Philosophy Department). In 1994 Vadim Filatov finished the courses and got PHD in philosophy. After that he spent some years teaching philosophy and history in different high schools of Russia. In 2007 the Publishing House of the Saratov University released Vadim Filatov`s book, titled as: «Antiphilosophy, or the Notes of an Underground Paradoxalist». Also, Vadim Filatov is the author of philosophical long-essays: "The Book of Non-Existence"(2009) and "The Warriors of Void"(2010). Now he continues to investigate a problem of life sense in a context of his own philosophy of not-existence.

 

 

Представителем нигилистической пессимистической трактовки философии небытия является В. Филатов - автор 'Книги Небытия (только для мертвых)'(2009), который заявляет о первичности Ничто, его тотальной власти. Но категории Ничто (Небытия) и бытия обретают в данном ключе несколько иное, непривычное значение. Так, акцент делается на Ничто не как на онтологическое, субстанциальное начало, а как на смерть, уничтожение наличного бытия. Под бытием же понимается окружающий человека, главным образом материальный,мир, даже - современное общество потребления. Бытие - иллюзия полноты жизни: человек стремится к счастью, не желая осознавать его недостижимость, в результате человеческая жизнь оказывается никчёмной, он как марионетка в существующем мире, от которого хочется спрятаться. Но мир настигает, диктуя правила бессмысленного существования. Единственным выходом становится стремление к смерти, принятие Ничто как реальности, протест против бытия, неприятие его законов. Только так человек, наконец, действует не как представитель стада, а как самостоятельная свободная личность. Если бытие - это жизнь в современном обществе потребления, которое лишено необходимого для человека духовного пласта, то духовность выступает как Ничто, Бог, которого нет в бытии, то есть приближается к значению идеального начала. 'В действительности духовная область Ничто является единственной достоверной реальностью. <…> Ничто и есть то самое, что многие средневековые мистики называли Богом'. Ничто - олицетворение всего того, что отличает человека от животного, но что в современном мире не находит места, на что человек закрыл глаза вопреки своей сущности.(Н.М. Солодухо, М.Н. Волкова. Концепт небытия в дискурсе современных российских философов. Казань, 2013)