Что такое хорошо и что такое плохо

Отречение человека от всего – сущность человека.

Марк Аврелий

 

Крест как образ страдания предстаёт одновременно и символом жизни в целом.

 

В учебниках по этике часто пишут, что "добро" – это слишком элементарное понятие и поэтому точно определить его невозможно. Это такой кирпичик этики как атомы у древних греков. Однако в конце 19 века физики открыли радиоактивность и предположили, что атом делится, а потом Резерфорд реально разделил его. Возникшие идеи натолкнули философов на предположение о том, что атом делится до бесконечности. Получается, что епископ Беркли был прав и материи нет, поскольку она исчезает в дурной бесконечности. И вообще жизнь –  сон.

 

Примерно то же самое происходит с элементарным понятием добра. Дело в том. что у каждого свои представления об этом. Что для русского хорошо, то для Шольца смерть. Чтобы как-то систематизировать эти взаимоисключающие интенции, нужно вывести добро за пределы нашего мира в трансцендентальную (сверхчувственную) область и препоручить его Богу. А если его нет? Не случайно Достоевский от лица своих персонажей постоянно поднимал тревогу о том, что если Бога нет, то всё позволено. В сползающем в атеизм обществе остаются какие-то суррогаты божества, но они плохо работают.

 

 Значит однозначное определение добра и зла придумать невозможно? Однако не все потеряно. Как говорят гопники из городка Черняховск Калининградской области: а если найду?

 

Известно, что средневековые мыслители, художники и прочие креативные люди оставили после себя самые изощренные картины ала. И это понятно – им было с чего списывать, достаточно просто оглянуться вокруг, всё как сейчас. А вот с раем проблемы. Поэтому для определения добра лучше отталкиваться от наличного зла. При этом следует сразу оговорить, что любые нравственные понятия исключительно человеческие. Вселенная не хороша и не плоха, она вообще не предназначена для нас. Мы в ней возникли ненадолго и совершенно нечаянно, как случайный прыщ. Просто мы, люди, имеем странное обыкновение натягивать себя как лягушку на буйвола и думать, что мир для нас и внутри нас. С этой оговоркой начнем, помолившись, копаться в фекалиях зла. Читаем: "Зло – противоположная понятию добра категория этики. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба и страданий".

 

Думается, что ключевое слово здесь "страдание". Что это такое? "Страдание – совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, горе, боль". При этом человек в силу наличия разума многократно дополняет физические страдания мысленными, ухитряясь переживать не только в настоящем, но также относительно прошлого и будущего. Кому это понравится? Разве что мазохистам, но они носители каких-то явно нетрадиционных ценностей, и мы их, как положено, с негодованием отвергаем.

 

Теперь, оттолкнувшись от страданий, обратимся в область гипотетического добра. Противоположность страданию составляет удовольствие. Что это? "Удовольствие, наслаждение – часть положительных эмоций, субъективное переживание, в частности, сопровождается удовлетворением одной или нескольких потребностей". Что здесь не так? Уже древние заметили, что даже внутри самого изощренного экстаза фоном проходит неизбежность его кратковременности и конечного краха. А главное –  удовлетворение потребности вызывает к жизни десятки новых потребностей и так далее – вплоть до этого самого краха.

 

Что там еще с категориями добра? Нет в жизни счастья... А, может-таки есть? "Счастье – состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания". Насчет удовлетворенности уже все ясно. А что такое призвание? Кто нас вообще призвал в этот мир? Очевидно, родители. При этом с призывом призвание роднит его обязательность. Однако с жизненным призванием все обстоит еще обязательнее – уж если человека выдавили из соответствующего органа, то отвертеться едва ли получиться. Скорее всего, придётся брести по жизни от работы к работе до самого гроба и не забыть настругать себе замену. Наверно в этом и состоит счастье.

 

Итак, мы насильно рождаемся и насильно умираем. При этом важной составляющей добра выступает свобода. Что же это за птица? "Свобода –состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены иными факторами, в том числе природными, социальными, коммуникативными и индивидуально-родовыми". Однако человек категорически не свободен ни в рождении, ни в смерти, поскольку и то, и другое это изнасилование. И в жизни мы видим тоже. Мы наивно полагаем, что принимаем какие-то решения, а на самом деле это не больше чем игра нейронов мозга и сознание здесь не при чем. К примеру, серийные убийцы иногда делают так. чтобы их поймали, ибо убивать устают, а не убивать не могу. Всё дело в том, что поведение вполне позитивных обывателей также строится по данной схеме. Наследственность, опыт и его величество Случайность определяют абсолютно всё. А свобода, как и справедливость – не больше. чем разговоры в пользу бедных.

 

"Справедливость – это понятие о должном", но у всех оно опять-таки своё. Существует нравственность, внутри которой у каждого есть свой нрав. Однако главное здесь это злокачественное словечко "должное". Отсюда растут ноги у расхожей банальности, согласно которой человек должен выполнить свое предназначение. То есть, несчастный ещё только в проекте, но его уже к чему-то предназначили. Кто? Родители, конечно, с их маниакальной практикой возвратно-поступательных движений. Чего же им от нас нужно? Ясное дело –чтобы мы повторили их опыт и даже превзошли его. Получается, что человека еще не выдавили в жизнь, а он уже кругом в долгах, которые закроет только смерть.

 

 Крест, будучи образом страдания, предстаёт в то же время и символом жизни в целом. Именно об этом размышлял Будда: "Рождение – это страдание; старение – это страдание; смерть – это страдание; печаль, плач, боль, скорбь, отчаяние – это страдание; связь с нелюбимым – страдание, разлука с любимым – страдание; неполучение желаемого – это страдание; одним словом, привязанность к жизни это страдание". Действительно, что существенного есть в жизни помимо перечисленного? Облака, птички и близкие, которые все умрут или недолгое отвлечение от работы, помогающее с новыми силами вернуться на каторгу? А что свобода? Крест, он-то где? Крест в земле и свобода под ним. Это и есть добро. Воистину сказано античным мудрецом, и лучше не скажешь:

 

"Высший дар – нерождённым быть;

Если ж свет ты увидел дня –

О, обратной стезёй скорей

В лоно вернись небытия родное!

Пусть, лишь юности пыл пройдёт,

Лёгких дум беззаботный век:

Всех обуза прижмёт труда,

Всех придавит печали гнёт.

Нам зависть, смуты, битвы, кровь

Несут погибель, а в завершенье

Нас поджидает

Всем ненавистная хмурая осень,

Чуждая силы и дружбы, и ласки

Старость, обитель горя и смерть."

 

 

Фрагмент [1225-1238] из трагедии Софокла (496 - 406 до н. э) "Эдип в Колоне".